Иногда при решении задач удобно не задавать значения переменным с клавиатуры, а вводить их случайным образом: пусть число выбирает сам компьютер.
Для этого следует:
включить генератор (псевдо)случайных чисел "Randomize". Эта процедура записывается в программе сразу после оператора "Begin"
выбрать значение для переменной с помощью функции "Random"
для дробных чисел из интервала [X0 .. X1):
X := Random * (X1-X0) + X0
для целых чисел из интервала [X0 .. X1]:
X := Random * (X1-X0) + X0
напечатать полученное число, чтобы знать, что выбрал компьютер: Writeln ('X=', X)
Примечание #1:
Random (X) - возвращает случайное целое число в диапазоне [0 .. X]. Если аргумент не указан (т.е. просто написать Random), то возвращается случайное вещественное число из диапазона [0 .. 1]
Примечание #2:
Перед использованием Random в программах рекомендуется сначала инициализировать генератор (псевдо)случайных чисел процедурой Randomize. В противном случае при каждом запуске программы будет генерироваться одна и та же последовательность случайных чисел.
Задача #1:
Когда дядя Петя вышел во двор с ружьем, с 1-ой яблони упало f, а со 2-ой - g соседей. Ввести случайным образом значения для f и g, найти общее количество упавших соседей.
program D_Petya;
const X0=1; {х0 и х1 – границы промежутка случайных чисел }
X1=8;
var f, g, vsego : integer;
begin
randomize;
f := random (X1 - X0) + X0; {стандартная формула для получения случайного числа}
g := random (X1 - X0) + X0; {стандартная формула для получения случайного числа}
writeln ('на 1 яблоне ', f, ' соседей'); {выводим на экран кол-во соседей на 1-й яблоне}
writeln ('на 2 яблоне ', g, ' соседей'); {выводим на экран кол-во соседей на 2-й яблоне}
vsego := f + g; {находим общее кол-во соседей}
writeln ('всего ', vsego, ' соседей'); {выводим на экран общее кол-во соседей}
readln;
end.
|